Михаил Врубель «Жемчужина», 1904
Третьяковская галерея, Москва
Символизм
Одна из последних работ великого мастера. В ней он решает сложнейшую задачу — передачу природного перламутра в черно-белой гамме.
Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку Волошина. Поэт преподнес мастеру большую морскую раковину, покрытую толстым природным слоем перламутра. Этот непостоянный и переливающийся материал стал источником вдохновения.
В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность. На первый взгляд случайные пятна в какой-то момент превращаются в фантастических существ, парящих над бушующими волнами.
Две женские фигуры — как античные богини — спокойно наблюдают за публикой из мира бессмертных. Под их взглядом зритель начинает чувствовать себя неуютно. Возникает ощущение присутствия чего-то непознаваемого. Взгляд скользит в центр картины, подчиняясь линии и ритму работы. Сочетание оттенков черного и белого цветов, вкрапления голубого, синего, лилового, желтого, зеленого — создают эффект перламутрового перелива. Эффект настолько сильный, что многие зрители меняют угол взгляда на работу, ожидая изменения порядка цветов.
Работа произвела сильное впечатление на коллег и критиков. По своей сути эта работа является творческим завещанием художника.