Гюстав Моро «Явление», 1876
Музей Гюстава Моро, Париж
Символизм
Эта картина написана практически одновременно со знаменитой «Саломеей, танцующей перед Иродом» и является как бы продолжением библейского сюжета. На ней изображен момент, когда Саломея видит призрачное явление отрубленной по ее наущению головы пророка Иоанна Крестителя. Видение появляется в ослепительном свете, своей яркостью ослепляющей и поражающей Саломею, которая в ужасе пытается закрыться от сияния рукой.
Композиция картины во многом повторяет предыдущее полотно, только как будто зрители находятся с другой стороны. Трон Ирода уже не в центре картины, он сместился в сторону. Центром сейчас является сияющая голова Иоанна Предтечи и светлая полуобнаженная фигура насмерть перепуганной Саломеи. Остальные фигуры кажутся словно перенесшимися сюда с другого полотна.
В характерной манере художник выписывает богатые покои иудейского царя и драгоценности, которыми усыпан наряд принцессы. Много внимания уделено необыкновенно выразительному мертвому лицу пророка с длинными волосами, по которым стекают густые, уже застывающие капли крови. Сияние, окружающее голову, выполнено в типичной для средневековой религиозной живописи манере — с острыми лучами, расположенными по кругу. Этот ореол святости говорит преступнице, что по ее вине погиб не просто невинный человек, но еще и посланец божий.