Пьер Огюст Ренуар «Танцовщица», 1874
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Импрессионизм
Картина монофигурна, и «аскетична» по композиции. Характерен минимализм деталей и предметного насыщения полотна. На картине изображена совсем юная балерина в бледно-лиловой пачке и нежно-розовых пуантах. Очень нежная пастельная гамма, избранная художником, подчёркивает изящность самой танцовщицы.
Густая насыщенная тень обрамляет и выгодно оттеняет светло-васильковое платье. Чёрные украшения на шее и левой руке танцовщицы рождают приятное сочетание чёрного с белоснежной девичьей кожей. Белая кожа, будто проницаема для цвета, она словно бы отражает все цвета, отзеркаливая оттенки жёлтого, розового, лилового. Тем самым рождаются переливы и переходы одного цветового пласта в другой, создаётся мелькание света на всём картинном пространстве.
Художник поразительно точно передаёт фактуру атласной ткани пуантов, лёгкой газовой объёмной пачки, белого платочка в правой руке танцовщицы.
Образ танцовщицы прекрасен. У неё светятся и сияют глаза, щёки горят румянцем, а губы нежно алеют в лёгкой улыбке.
Один цвет просвечивает через другой. Фон, окутывающий фигурку девочки, напоминает заштрихованный пастелью холст.
Колористическое решение минималистично подобрано, и состоит всего из нескольких цветов. Несмотря на это, образ, созданный художником, свеж всякий раз, когда начинаешь вглядываться в детали. Особое, характерное для танцев положение рук и ног, говорит нам и без названия, что перед нами юная красавица, любящая и знающая искусство танца.
Движение тела, изгибы подчёркнуто плавные и тонкие. Нет резких переходов и нарочитых линий и контуров. Всё плавно и мягко. Бархатистые тона и полутона усиливают это впечатление. Где, как не в танце можно найти гармонию, неиссякаемый поток жизни и красоты.