Сальвадор Дали «Исчезающие образы», 1938

Сюрреализм

«Исчезающие образы» — это одна из многосмысловых, многоплановых картин Сальвадора Дали. Известно, например, что он создал уникальную комнату-иллюзию, в которой использовал черты лица известнейшей киноактрисы того времени Мэй Уэст. Самой известной в этой инсталляции является диван-губы.
Нечто подобное можно увидеть и на картине «Исчезающие образы». Издали изображение на этой картине напоминает профиль старика, немного похожего на самого художника. Это действительно художник, но другой – Диего Веласкес, один из кумиров Сальвадора Дали.

Если подойти к картине поближе и взглянуть под другим углом, то черты старика размываются, трансформируясь в девушку, стоящую у портьеры. В этом картина перекликается с известной картиной голландского художника Яна Вермеера «Девушка с письмом». Та же девушка, письмо, портьера. На стене – карта. Но если у Вермеера это – классика, реализм, то у Дали – сюрреализм.
Строго говоря, Дали не был здесь новатором. «Двойственные картины» появились задолго до него, как и составление лиц людей из различных образов. На почтовых открытках можно найти изображения поэтов, композиторов и даже Зигмунда Фрейда. Но гений Сальвадора Дали проявился даже в том, что ему удалось сохранить вермееровскую игру света на щеке старика – или же на стене.
Дали изобразил на картине двух своих кумиров, ярчайших представителей искусства – Веласкеса и Вермеера. Другой мог стать копиистом, портретистом, но у великого испанца получилась собственная, уникальная картина – «Исчезающие образы». Считается, что в образе женщины с письмом он изобразил свою супругу – Елену Дьякову.
Полотно находится в музее-театре, расположенном в родном городе художника, Фигерасе, на востоке Испании. В здании, где Дали когда-то выставлял свои первые работы.

Поделиться