Александр Дейнека «Эстафета», 1947

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Социалистический реализм

Картина была представлена на многочисленных всесоюзных, всероссийских и международных выставках. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе Александр Дейнека за неё и другие его работы был награждён золотой медалью выставки.

Художник создал картину после возвращения из поездки в Вену. В 1947 году он проживал в доме 25 по улице Чайковского, рядом с которым проходила традиционная легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу. Замысел художника — воспроизвести множество фигур, помещённых в реальную, хорошо узнаваемую городскую среду. Дейнека писал, что на создание картины «Эстафета по кольцу «Б» его вдохновила легкоатлетическая эстафета, проходившая по Садовому кольцу («Кольцу «Б»), которая состоялась в мае 1947 года. Такие забеги проводились ещё в 1930-е годы и были возобновлены после войны. Художник своими глазами наблюдал забег. Он сделал много набросков, но мысль написать большое полотно пришла к нему не сразу. Дейнека отмечал впоследствии, что работал над полотном «с особым удовольствием».

Художник изобразил три пары спортсменов (трое юношей и три девушки). За ними — пустое Садовое кольцо. О’Махоуни считал, что шесть изображённых персонажей — единственные участники данного этапа и лучшие представители своих команд. Композиция строится вокруг белой линии на асфальте, которая обозначает финиш одного этапа и старт следующего. Атлеты приближаются к ней или удаляются от неё. Девушки Дейнеки буквально передают эстафетную палочку мужчинам — именно юноши побегут следующий отрезок[21]. Движение в картине происходит по диагонали, что, с точки зрения профессора Е. В. Шорохова, усиливает динамизм.

Зрителей легкоатлетической эстафеты художник разместил на правой передней стороне полотна. Из шести различимых здесь фигур: три — женщины, двое — мужчины, один — мальчик. На двух женщинах нарядные платья, на девушке на первом плане — модные туфли. Мальчик стоит ближе всех к бегущим, и, по мнению О’Махоуни, этим художник показывает его желание присоединиться к спортсменам. Находящаяся вдали от зрителя фигура в этой же группе — предположительно, автопортрет художника. О’Махоуни отмечает уверенную посадку головы этого персонажа и чёткий профиль, что соотносит его изображение на полотне с фотографиями Дейнеки 1930-х годов. Изобразив себя среди персонажей сцены, художник, по мнению академика В. П. Сысоева, хотел этим сказать, что сам находится «в самой гуще повседневной действительности, среди своих любимых героев». Художник и прежде пропагандировал физкультуру через автопортреты. В 1947 году ему было больше сорока лет; физическая форма оставляла желать лучшего. На следующий год Дейнека написал в полный рост автопортрет в облике спортсмена, однако голова художника совмещена там с телом более молодого натурщика.

Дейнека включил в картину архитектурные образы: три многоэтажных здания, они играют роль доминант в композиции, они же являются его композиционной рамкой. В сравнении с довоенными работами художника полотно отличается тщательностью проработки деталей. Художник на первом плане прописывает трещины на асфальте, остановившийся у края улицы троллейбус, флаги и другие носители символики спортивного общества «Динамо» — голубой буквы «Д» на белом фоне.

Поделиться