Николай Александрович Ярошенко «Шат-гора (Эльбрус)», 1884
Музей-усадьба художника Ярошенко, Кисловодск
Реализм
Вдалеке возвышается величественный Эльбрус, дотрагивающийся своей белой верхушкой до небосвода. Перед ним плывут волнистые облака. Ниже белоснежной снежной шапки спускаются синие скалы. На переднем плане видны участки, заросшие ослабевшей от высоты травой, чередующиеся с голой землей.
Гора – символ перспективы – с нее можно обозреть всю местность. Седая вершина Эльбруса намекает, что живописец скоро состарится, но его талант останется все столь же значительным и мощным.
Мощь Ярошенко понимал по-особому. Он считал, что наибольшей силой обладает человек, живущий в полном соответствии со своими моральными убеждениями, не готовый ни при каких обстоятельствах ими поступиться. Таким Николай Александрович, безусловно, считал себя. Таким он и являлся.
Вспомним о перспективе, о возможности осмотреть все близлежащие горы и селения, которая достается тем, кто забрался на вершину горы. Художник отождествляет себя с самим Эльбрусом и с тем путником, который мог бы взойти на него и насладиться видом с высоты.
Ярошенко прожил долгую и насыщенную радостными и трагическими событиями жизнь и теперь может видеть все свои достижения и оплошности. Он может увидеть и то, идут ли другие правильным путем или, завернув не туда, далеко уклонились от верного пути.
У перспективы есть еще и другое символическое значение – наличие возможностей для дальнейшего развития. Хотя живописец прошел долгий жизненный путь, он не считает, что жизнь его завершена, что она достигла своей окончательной цели, дальше которой продвигаться некуда. Есть еще вещи, которые нужно изучить, которые нужно сделать.