Хаим Сутин «Служка», 1925

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

Авангардизм

В 1913 году, переехав в Париж, Хаим Сутин посещал школу изящных искусств и часто проводил свободное время в Лувре, где он узнал французскую живопись. Главными источниками его вдохновения служили полотна Рембрандта, Курбе и Камиля Коро.

Мальчик-хорист в белом и кроваво-красном церковном облачении не похож на ангелоподобных детей на картинах эпохи Возрождения. У него вопрошающее и печальное, совершенно не детское лицо. Он, как и сам художник, кажется, удручен трагическими противоречиями бытия. Взгляд мальчика на портрете словно следует за зрителем. Сине-черный фон работы обрамляет как будто плывущую фигуру мальчика, создавая тревожное беспокойство. Нервные движения кисти рождают на одеянии мальчика чистые, типично «сутинские» цвета: желтый, зеленый и красный.

По воспоминаниям мецената и друга Сутина Мадлен Кастен, которая полностью взяла на себя все заботы о художнике после смерти Леопольда Зборовского в 1932 году, полотно Сутина «Служка» становится отправной точкой для начала легендарной коллекции произведений Сутина в ее собрании. Хотя первое знакомство с Сутиным в 1922 году в Париже было неудачным, позже, в 1928 году, начинается тесная многолетняя дружба супругов Марселен и Мадлен Кастен с художником. Движимые страстным восхищением творчеством Сутина, Кастены регулярно принимали Сутина в своем имении в городке Лев недалеко от Шартра. Мадлен Кастен, чья коллекция уже была хорошо известна в Париже, и в которой уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, начала настоящую охоту за картинами Сутина. Маршан Сутина Леопольд Зборовский, узнав об этом, предложил Кастенам картину «Служка», оценив ее в колоссальную сумму – 30 тысяч франков.

Поделиться