Корреджо «Поклонение пастухов», 1530
Галерея старых мастеров, Дрезден
Маньеризм
На картине ангелы изображены с переплетёнными телами, пронизанными лучами света. Пастух уже в хлеву. Он собственными глазами видит новорожденного Христа. Его собака недоверчиво обнюхивает ясли, в которых лежит младенец Иисус и, кажется, сам источает волшебный свет, озаряющий лицо счастливой молодой матери. Одна из служанок ослеплена светом, другая же радуется вместе с пастухом. Иосиф не участвует во всеобщем действии, он изображён вдали, где занят ослом.
Картина была заказана в октябре 1522 года Альберто Пратонери для семейной часовни в церкви святого Просперо в Реджо-нель-Эмилия, куда после завершения работы была помещена в 1530 году. В 1640 году герцог Франческо I д’Эсте забрал её в свою частную галерею, а в 1746 году картина была перевезена в Дрезден.
Произведения Корреджо отличаются новаторской работой со светом и тенью. В «Поклонении пастухов» он использует свет для создания баланса между оживлённой сценой слева и тихой радостью в правой части. Неслучайно эту картину называли первой значительной ночной сценой в европейской живописи. Здесь рождение Иисуса превращается в чудо света, хотя Корреджо не был первым, кто интерпретировал образ Христа, как «светоча мира». «Поклонение волхвов» повлияла на работу со светом многих художников Ломбардской школы. Она использовалась как пример для подражания такими мастерами, как Камилло Прокаччини, Лука Камбьязо, Гвидо Рени, Доменикино, и позднее Федерико Бароччи и Карло Маратта.