Джорджо де Кирико «Чистота воображения», 1915
Частная коллекция
Сюрреализм, метафизическая живопись
Работая над «Чистотой воображения», де Кирико сохраняет то же соотношение света и тени, что и в работе «Башня». Но внимание привлекают уже не башни — взгляд притягивает светлый прямоугольник в глубине картины, ярко освещенный солнцем. Картина в картине — к этому приему художник еще будет обращаться при написании так называемых метафизических интерьеров.
Здесь геометрические архитектурные массивы заполняют пространство и как бы давят на зрителя. Это ощущение возникает из-за того, что плоскость картины словно бы наклонена. Продолжая поиски стиля, метафизика де Кирико приближается, наконец, к внутреннему видению действительности, когда предметы превращаются в чистые символы. Таков его вызов — на картинах замирает пространство и время: пространство замыкается в себе, а время сужается до его личностного восприятия художником.