Исаак Левитан «Одуванчики», 1889
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Лето и осень 1889 года Исаак Левитан проводит в Плесе — маленьком городке на Волге. Художник «открыл» никому не ведомый до него уголок. Зачарованный тихой прелестью пейзажей Плеса, художник пишет проникновенные, полные мелодий весны и лета, счастья, надежды холсты. Ему легко дышится на волжском просторе. И он начинал сочинять картины-песни. В середине 1890-х, как и в плёсский период, Левитан пишет немало натюрмортов, и в его работах этого жанра чувствуется жизнеутверждающий выстраданный тонус, особая любовь к цветению, солнечным началам природы, столь прекрасно сосредоточенным в венчике или крестике даже самых простых полевых цветов, ибо каждый из них устроен «по образу и подобию солнца» и есть «рассказ о солнце, исполненный выразительной силы».
По благородной простоте и изяществу, колористической тонкости и одухотворённости натюрморты Левитана не имеют себе равных в русской живописи второй половины 19 века, для которой этот жанр вообще не характерен.