Густав Климт «Философия», 1907
Модерн
Из серии «Картины для университета» (Философия — Медицина — Юриспруденция)
Когда в 1894 Климту, и его коллеге Францу Матчу поступило предложение украсить Большой зал Венского университета, ими уже было выполнено несколько престижных заказов, принесших компаньонам не только известность, но и материальную свободу. Теперь художникам предстояло реализовать проект, известный как «Картины для университета», который предполагал создание цикла панно. Для Матча, не решавшегося нарушить «постулаты» традиционной живописи, работа над проектом была прекращена, и бывшие друзья расстались.В 1900-м на выставке Сецессиона Климт показал первую картину проекта – «Философия», которая вызвала гневную реакцию не только университетской среды, но и непонимание со стороны критики и публики. Профессура учебного заведения, ожидавшая увидеть работу, символизирующую победу Света и поражение Тьмы, которое возможно, естественно, только при участии просвещенных мужей, была задета за живое: человек, представленный провинциальным художником Климтом, оказался всего лишь частицей Вселенной, причем, полностью зависимой от благосклонности судьбы.Художник изобразил символ Знания в нижнем краю картины и, по его мнению, оно подчинено тайнам устройства мироздания, которые символически переданы через сферу, имеющую человеческое лицо. «Знанию» дано только наблюдать за таинственной сферой, и течением реки – олицетворением науки о бытии мироздания; поток движущейся воды содержит в себе жизнь и смерть, и образы людей всех возрастов символизируют жизненный путь, от начала, до его завершения.