Борис Григорьев «Лики мира», 1929–1931
Национальная галерея, Прага
Авангардизм
Идея «ликов» была излюбленной в искусстве начала ХХ века, уходила корнями в средневековое сакральное искусство. В связи с этим закономерным представляется и выбор материала – дерево, масло, – и «трансформация» формы книги в многостворчатый складень.
«Местом действия» картины Борис Григорьев называл Европу.
Действующие лица:
английский епископ Wedgwort,
Морис Гест (США),
Вс. Мейерхольд,
И. Сталин,
митрополит Платон,
Клод Фаррер,
Клара Шеридан,
Pere Papa,
Ванда Ландовская,
а также гармонист, еврейский банкир с ребенком, бретонский рыбак, «бабушка» русской революции (Брешковская), сеньора Edvards (Чили), внучек М. Горького, матросы, гарсоны, чекист (почти Дзержинский) и др.
Григорьев работал над этим полотном, используя фотографии с портретов и картин, известных на родине художника только по репродукциям и давно проданных во всех частях света.
Композиция изображала, согласно авторскому определению, «что-то вроде митинга». Это оправдывает определенную скученность персонажей, разнообразие их положений, поз, жестов, разнонаправленность взглядов. На переднем плане – т.н. «пранарод» – персонажи бретонского цикла, созданного еще в 1920-е гг. На втором плане – «властители масс»: «политик» в одежде кавказского горца и в композиционном двуединстве с ним персонаж с чертами Мориса Геста – «короля» американской индустрии развлечений. Яркая портретная индивидуализация – у английского епископа Воордсворта, сторонника нетрадиционной «свободной религии», и у русского православного архиепископа Платона, отторгнутого современным ему отечественным православием.
Мейерхольд изображен в матросской шапочке, почитатель и пропагандист старинной музыки В. Ландовская – в виде птицы-галки из невидимых заводных часов, поэт-футурист В. Каменский уподоблен деревенскому «гармонисту – песельнику».
Все образы занимают подчиненное положение «заглавному» масштабно лику Брешко-Брешковской (1 из лидеров и создателей партии эсеров, участницы «хождения в народ»).