Ричард Дадд «Спящая Титания», 1841
Лувр, Париж
Викторианская сказочная живопись
Картина иллюстрирует Aкт II (сцену 2) пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Лес. Титания раздала поручения своим слугам («Составьте хоровод и пойте песни, потом на треть минуты удалитесь»), после чего приказывала им убаюкать себя («Теперь меня вы песней усыпите, а там скорей летите исполнять свои дела; я отдыхать здесь буду»). Эльфы поют песню («Баю, баюшки-баю! Баю, баюшки-баю! Чтоб ничто вредить не смело, чтоб царица здесь спала, Не страшась ни чар, ни зла! Ну, царица, почивай, мы поём тебе: „бай-бай!“») и разлетаются, оставив одного эльфа часовым при заснувшей королеве. Вслед за этим выйдет Оберон и выжмет волшебный цветок на глаза жены. Алый цветок «Любовь в праздности», в который когда-то попала стрела Купидона, обладает волшебными свойствами. Если смазать им веки спящего, то первый, кого он увидит, когда откроет глаза, станет его любимым.
У Дадда Оберон находится в тени пещеры, поджидая, когда Титания останется одна. «Спящая Титания» и «Пак» были двумя картинами, которые позволили Дадду создать себе репутацию «художника фей».
Центральная часть композиции задумана как спираль (или улитка), состоящая из существ небольшого размера, играющих на причудливых музыкальных инструментах, несколько наклонённая к поверхности плоскости картины, летучие мыши образуют арку над ней, справа — пещера, вдаль по тропе уходит вереница танцующих эльфов. Искусствоведы отмечают, что группа танцоров движется вниз с холма, что создаёт немного пугающее чувство, будто они движутся в пустоту другого измерения. Их удивление вызывают грибы-поганки, в большом количестве находящиеся на переднем плане у ног Титании и её подруг. Как и в других сказочных картинах художника, здесь создан автономный микромир, существующий исключительно на своих собственных условиях и в своём собственном контексте.
Хотя композиция картины принадлежит самому художнику, элементы её Дадд заимствовал из нескольких различных источников. Базовая структура (с основной группой на фоне пещеры) позаимствована из картины английского художника Даниэла Маклиса «Выбор Геркулеса», который использовал её достаточно часто и в других своих работах. Обрамление в форме дуги маленьких сверхъестественных существ происходит от спирали путти в этой картине. За эту картину Маклис получил золотую медаль за историческую живопись в Королевской академии живописи. Современными искусствоведами данная работа Маклиса обычно рассматривается как упражнение в академических образах и условностях. Даниэлю Маклису принадлежит и собственная картина на сюжет «Сна в летнюю ночь» Шекспира — «The Disenchantment of Bottom Act».
Титания и сопровождающие её лица рассматриваются искусствоведами как вариация на тему иконографии Рождества Христова. Стоящая с левой стороны на коленях фея копирует позу пастуха из картины Джорджоне «Поклонение пастухов». Титания близка к изображениям «Спящей Венеры», в частности к картине Джорджоне из Дрездена. Странные и изобретательные монстры в окружении летучих мышей во многом близки к работам Уильяма Блейка и Иоганна Генриха Фюсли. Особенно тесная параллель прослеживается исследователями с фантастическими образами Фюсли в картине «The Vision of the Mad House». Однако это только версия, так как картина эта из Галереи Милтон в настоящее время утеряна. Композиционное решение Дадд посчитал настолько удачным, что позже использовал в картине «На эти жёлтые пески сойдись» по шекспировской «Буре».