Николай Андреевич Кошелев «Утро в деревне», 1880-е
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
Академизм
Сын крепостного крестьянина, Николай Андреевич Кошелев просто не мог обойти тему народной жизни, народного быта стороной. Еще в детстве он с увлечением рисовал все, что видел вокруг: деревенские пейзажи, пасущиеся стада, крестьянских детей. В более зрелом возрасте к этой теме он подошел серьезно и основательно, путешествовал по уездным городам и внимательно наблюдал за людьми из народа, их жизнью: «Главное – не забывай изучать людей поглубже – товар капитальный и подходящий для художника» писал он художнику В.М. Максимову.
В картине хорошо видны академическая выучка и мастерство Николая Кошелева: он применяет эффектные контрасты света и тени, искусно прописывает отдельные детали. В то же время художник использует приемы пленэрной живописи в написании скромного деревенского пейзажа. Мягкость тональных переходов, светлая палитра создают ощущение глубины пространства и воздуха. Колорит картины выдержан в сдержанной холодной красочной гамме лилово-синих и серо-зеленых цветов, придающей произведению особую выразительность и притягательность.
С невероятной теплотой Николай Андреевич Кошелев рисует бедный, но чистый и искренний мир, наполненный теплом и любовью — мир, из которого сам с таким невероятным трудом вышел. Рисует он его противоречиво: с одной стороны, мастер восхищается теплотой, семейственностью и естественностью крестьянской жизни, а с другой, – не может не показать ее бедность и запустение.