Джованни Баттиста Нальдини «Вирсавия в купальне», 1570-е
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Маньеризм
Библейская легенда о том, как царь Давид увидел во время купания жену своего военачальника, Вирсавию, и пленился ее красотой, послужила для Нальдини поводом к созданию большой крупнофигурной композиции. В центре — обнаженная красавица, окруженная полуобнаженными прислужницами. В глубине второго плана едва заметная фигура царя Давида, любующегося с балкона Вирсавией. Сравнение картины Нальдини с более ранними маньеристическими произведениями показывает, что у Нальдини не остается и следа от прежней остроты, неожиданности, свежести восприятия предшественников. Основное для него — изображение красивого женского тела. По существу, Нальдини несколько раз показывает одну и ту же женщину (у Вирсавии и ее служанок одинаковые черты лиц и даже прически), пять раз проецируя фигуру на плоскость, что позволяет увидеть ее с разных точек зрения. Цвет, в сущности, не играет для Нальдини никакой роли, картина кажется почти монохромной. Главное для художника, типичного представителя флорентинской школы,- четкий рисунок. Человеческое тело и предметы — драгоценности, сосуды на блюде, чаша для омовения ног — все дано с одинаковой тщательностью и интересом. Человек перестает играть главную роль, он становится как бы в один ряд с предметами и, как они, служит для создания красивой, декоративной и холодной по сути сцены.