Пьер Огюст Ренуар «Юные циркачки в цирке Фернандо», 1879
Институт искусств, Чикаго
Импрессионизм
За бортиком, отделяющим арену от первого ряда кресел, еле различимы фигуры зрителей, а всю картину, ее основной колорит составляет желтый цвет песка на манеже. И на этом фоне — портрет двух очаровательных девушек — гимнасток или жонглеров. Рассыпанные на арене и собранные одной из них оранжевые шары одни исследователи принимают за апельсины, брошенные в подарок зрителями, а другие — за мячики, которыми девушки жонглировали, хотя сам Ренуар в воспоминаниях Воллара говорит об апельсинах.
Атмосфера этой картины, которую можно считать групповым портретом девушек в цирковом интерьере, спокойна и празднична. Эта картина была приобретена у Дюран-Рюэля в 1892 году страстной собирательницей импрессионистов, дамой из высшего света Чикаго Бертой Поттер-Палмер, которая так любила ее, что возила картину повсюду с собой, в Европу и по Америке, и размещала ее в тех домах и отелях, где жила, несмотря на ее сравнительно большие размеры: 131,5х99,5 см.
Ренуар написал своих моделей — дочерей хозяина цирка Фернандо Вартенберга, Франческу и Анжелику, милыми девушками, которые чудесно обозначили праздничность и красоту циркового представления, дающего людям отдых и радость.