Архип Куинджи «Осенняя распутица», 1872
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Реализм
На картине изображено степное пространство, раскисшее от осенней непогоды, серое дождливое небо, повозка, увязающая в непролазной грязи, слева от которой бредут женщина и ребёнок. Место, где писался этот пейзаж, неизвестно.
В статье о творчестве Архипа Куинджи искусствовед Виталий Манин писал:
« Реалистическим работам Куинджи было положено начало «Осенней распутицей» (1870). Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Пейзаж имеет жанровый оттенок, вносящий некоторые сентиментальные ноты, более характерные для немецкого пейзажа, чем русского.»
Линия, начатая художником в картине «Осенняя распутица», была продолжена в его более поздних картинах «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), которые были выставлены на 3-й и 4-й выставках Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), соответственно.
В 1890-х годах Куинджи начал работу над картиной «Осень. Туман», практически повторяющей «Осеннюю распутицу» в зеркальном отображении, но эта работа осталась незавершённой.