Филиппо Липпи «Алтарь Барбадори», 1438

Лувр, Париж

Раннее возрождение

Единое пространство холста разделено тремя сводами в верхней части и столбцами, намекая на традиционную форму триптихов. Филиппо Липпи изменил иконографию Маэста (Богоматери с Младенцем на троне), изобразив Богоматерь стоящей и сделав её центром всей композиции. Он отказался от статики в пользу движения в отношениях между матерью и ребёнком.

Перед Богоматерью с Младенцем на коленях в молитвенной позе стоят — справа, святой Августин в зелёной ризе с чёрным наплечником августинцев, слева, святой Фридиан в красной ризе. В руках они держат епископские посохи. Есть предположение, что отрок-монах, спрятавшийся за балюстрадой слева — автопортрет. Ещё одной новацией художника стал архитектурный фон с природным ландшафтом в окне также слева, вместо принятого тогда золотого фона.

Прототипами для нескольких элементов алтарной картины послужили образы Орсанмикеле, в частности ангел слева, приподнявший полы одежды, вдохновлён скульптурной группой четырёх венценосных святых Нанни ди Банко, а типичный элемент тосканского искусства XV века — ниша-раковина за Богоматерью с Младенцем — нишей торгового трибунала работы Донателло.

Первоначально запрестольный образ имел пределлу, состоявшую из трех панелей: в центре — изображение ангела, сообщающего Богоматери весть о её скором успении, и апостолы, перенесённые ангелами, чтобы проститься с нею; слева — чудо святого Фридиана, который спас город от наводнения, изменив течение реки Серкио и справа — явление Святого Духа святому Августину. Некоторые иконографические нововведения, вероятно, были предложены августинцами монастыря Святого Духа, чтобы согласовать предание с их богословской доктриной. Некоторые критики считают, что в пределле заметна кисть Франческо ди Стефано, по прозвищу Пезеллино.

Поделиться