Михаил Александрович Врубель «Ангел с кадилом и свечой», 1887
Киевский музей русского искусства
Модерн
По своей творческой природе Врубель тяготел к объему, без которого форму не мыслил. Поэтому его «Ангел» ближе к произведениям раннего итальянского Возрождения, чем собственно к византийским и древнерусским образцам.
Натурными штудиями для «Ангела» послужили акварельные этюды цветов. В томной грации силуэта, в его парящей неземной бесплотности, в узоре складок невесомого одеяния узнается хрупкость цветочных лепестков. Здесь впервые у Врубеля формотворчество узнают себя друг в друге.
Врубель обладал редчайшим качеством подчинять пространство, каковы бы ни были его размеры. По свидетельству современников, все свои вещи огромных размеров он исполнял, не разбивая на клетки, как это обыкновенно делают для удобства работы, когда переводят композицию на большие форматы. Лист «Ангела с кадилом и свечой» обладает чертами монументального произведения, благодаря выразительности силуэта, Обобщенности и лаконизму форм.