Винсент Ван Гог «Арлезианка. Портрет мадам Жину», 1888-1889
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Постимпрессионизм
Ван Гог (1853-1890) принадлежал и к голландскому, и к французскому искусству, его причисляют к постимпрессионистам, и в то же время он остается ни на кого не похожим художником. В Арле, куда Ван Гог в 1888 переехал из Парижа, среди ярких красок юга он словно обрел второе дыхание и писал одну картину за другой. Среди них — несколько портретов мадам Жину, хозяйки привокзального кафе, где живописец часто сиживал с приехавшим к нему Гогеном. В один из дней друзья уговорили женщину позировать им в костюме арлезианки.
Любовь к темно-синему и ярко-желтому Ван Гог перенял от своего соотечественника — голландского художника Яна Вермеера и от французского живописца Эжена Делакруа. Их творчество мастер особенно ценил. Но если у Вермеера желтый, синий, оливково-зеленый и красный создают мягкую цветовую гамму, то у Ван Гога они сталкиваются, вызывая у зрителя ощущение чего-то тревожного, царящего в картине. И отрешенный вид мадам Жину, и ее поза подчеркивают это волнение.