Марк Шагал «Белое распятие», 1938

Институт искусств, Чикаго

Сюрреализм

Картина нарисована художником под влиянием впечатлений от преследования евреев в Центральной и Восточной Европе. Она не отражает реальную сцену, но показывает аллегорию на события с использованием символов и рисунков. Шагал создал целую галерею работ на которых изображено распятие, хотя сам он является евреем. Образ распятого Иисуса для Шагала является новым символом — переживающего смертные муки еврейства. Распятия в картинах Шагала это ответ на действия нацистов от которых он и сам пострадал в 1933 году, когда были уничтожены почти все его картины. Картина «Белое распятие», как и другая картина его известного современника Пабло Пикассо «Герника», стала предчувствием холокоста.

Картина «Белое распятие» подчеркивает страдания Иисуса и еврейских людей. По бокам происходят насильственные действия против евреев, такие как сжигание синагог, домов и захват евреев. В центре показано распятие Иисуса, одетого в талит вместо тернового венца и саван, как символ того, что он еврей. Фигура распятого Иисуса, изображена на фоне цвета слоновой кости, простирается над миром, который подвергается разрушениям. У его ног горит семи свечный светильник. В верхней части картины показаны ветхозаветные персонажи, которые плачут, увидев, что происходит внизу. На переднем плане показана текущая зеленая фигура с мешком за плечами. Эта фигура, которая появляется в нескольких работах Шагала, интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. В середине композиции показана лодка, которая ассоциируется с надеждой на спасение от нацистов.

В верхней правой части картины показан флаг Литвы. Литва в это время была еще независимым государством. Кроме того, в верхней левой части картины есть красные флаги коммунизма. Преследование евреев было не только нацистским феноменом. Флаги на картине дают намек на антисемитизм в этих странах. Печальная еврейская серьезность здесь смыкается с простодушной серьезностью французского примитивизма.

В картину было внесено два изменения: свастика на повязке воина, который сжигает синагогу, закрашена, а также слова «Ich bin Jude» (Я еврей) на плакате на шее человека.

Поделиться