Симоне Мартини и Липпо Мемми «Благовещение», около 1333
Галерея Уффици, Флоренция
«Благовещение» было написано около 1333 года сиенским живописцем Симоне Мартини и его родственником Липпо Мемми для алтаря капеллы Сант-Анзано кафедрального собора Сиены. Подпись внизу на латыни гласит “SYMON MARTINI ET LIPPVS MEMMI DE SENIS ME PINXERVNT ANNO DOMINI MCCCXXXIII” (Симон Мартини и Липпус Мемми из Сиены меня написали в 1333 году).
Это произведение, с его утонченностью линий и нежностью красок, считается шедевральным примером сиенской готической живописи. Архангел Гавриил, преклонившийся перед Мадонной, лишь сошел с небес – его крылья еще распахнуты, его плащ развевается на ветру. Из уст небесного вестника исходят слова из Евангелия «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Мадонна кажется удивленной и напуганной этим внезапным появлением. Застенчивое движение Марии и ее изогнутый удлиненный силуэт придают изящество всей композиции.
Согласно традициям того времени, изображения библейских сцен должны были иметь позолоченный фон. Художники, все еще следующие традиционным канонам живописи, вписали интересные детали, пытаясь придать произведению некоторый реализм.
Мраморный пол, плащ архангела с мотивом в клетку, ваза с лилиями, полузакрытая книга Марии и её трон дают ощущение реально существующего пространства.
Одежды изображенных персонажей тонко очерчены плавной декоративной линией, что типично для сиенской школы живописи.
В отличие от флорентийской школы, для которой характерны монументальность, объём и форма, сиенская живопись, с её грациозностью и утонченностью линий и нежностью красок, более лирична. Именно этим пленяет произведение Симоне Мартини.