Клуазонизм
Клуазонизм — стиль живописи, название которого происходит от французского слова «cloison», что в переводе означает — перегородка. Название стиля напрямую относится к смыслу и технике клуазонизма. Данную манеру письма разработали художники Э. Бернар (1868-1941) и Л. Анкетен (1861-1932) в 1887 году. Особую популярность данной стилистике подарил знаменитый художник Поль Гоген (1848-1903), который использовал клуазонизм в своём творчестве и сделал его особенно выразительным и прекрасным.
Техника клуазонизма заключается в том, что все фигуры и объекты на картине изображаются в несколько плоскостей разного цвета. Цвета эти контрастны и отличны друг от друга. Они не имеют плавных переходов, а сами фигуры и объекты обведены контурными линиями, которые иногда являются очень толстыми. Таким образом, все объекты, которые должны быть во внимании зрителя, обведены линиями и чётко отделены друг от друга. Это придаёт живописному полотну некую декоративность и может напоминать те же витражи со свинцовыми перегородками или разные формы прикладного искусства, где без обведения объектов линиями невозможно добиться их чёткого выделения.
Помимо характерных для клуазонизма линий, одними из главных особенностей здесь играют контрастные цвета, упрощённая прорисовка и минимальная проработка деталей. Клуазонизм относится к области постимпрессионизма и дал начало появление другому жанру — синтетизму. В общем и целом, клуазонизм представляется так, что художник сначала рисует контуры объектов на своей картине, причём делает это толстыми линиями и в довольно грубой форме, а затем накладывает внутри этих контуров различные цвета. Контуры и контрастные цвета резко отличают объекты друг от друга.
Название новому стилю живописи дал парижский критик Эдуард Дюжарден в статье, где описывал увиденные им картины художника Луи Анкетена. Самыми известными художниками-клуазонистами являются: Поль Гоген, Эмиль Бернар, Луи Анкетен, Поль Серюзье, Клод-Эмиль Шуффенекер, Якоб Меир де Хаан, Ян Веркаде.