Питер де Хох «Дворик в Делфте», 1658

Национальная галерея, Лондон

Барокко

На «Дворике в Делфте» в характерной для делфтского периода Хоха манере чётко изображена бытовая архитектура. Кажется, что здания и внутренний двор важнее персонажей, выглядящих отстранёнными. Каменная табличка над дверным проёмом изначально располагалась над входом в монастырь Иеронимусдейл (Hieronymusdale) в Дельфте. Она гласит: «Это долина Святого Иеронима, если ты хочешь достичь терпения и смирения. Так как мы должны сначала спуститься, чтобы вознестись». После закрытия монастыря, табличка была перенесена на стену в саду за каналом. Две женские фигуры также присутствуют на картине «Интерьер голландского дома» (1658), а женщина в чёрном и красном есть и на картина «Мальчик, приносящий хлеб» (1663).

Удачное соединение композиции со множеством мелких деталей создаёт завораживающий эффект. Общее впечатление гармонии нарушается такими деталями, как ветхость кирпичной стены в правой части по сравнению с домом в левой части картины, а также двойная перспектива дворика и коридора за аркой. Природа, представленная кустарником над непрочной крышей и виноградной лозой, прикрывающей табличку над аркой, наступает на тщательно выметенный дворик. Таким образом художник создаёт «интимно-городской» пейзаж, ставший одной из основных тем голландского искусства того времени.

Поделиться