Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт»,1876

Музей Орсе, Париж

Импрессионизм

Пьер Огюст Ренуар — «это единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», — утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. «Бал в Мулен де ла Галетт» — самый яркий пример «солнечного» искусства живописца.

Сюжет для нее Ренуар нашел совсем рядом с домом, на улице Корто, в одноименном ресторане «Мулен де ла Галетт», получившем название из-за вкусных галет, которые здесь подавали.

Собственно танцевальный зал располагался в деревянном сарае, выкрашенном в ярко-зеленый цвет. В хорошую погоду танцующие выходили во двор, где по кругу стояли лавки и столы. Вечерами в субботу и по воскресеньям в «Мулен де ля Галетт» собирались потанцевать приказчики из магазинов, швеи, молодые художники, литераторы, актрисы и просто веселые девушки с Монмартра. Ренуар любил веселье и непритязательную обстановку местной таверны. Здесь же он делал свои первые наброски. Эта атмосфера вдохновила Ренуара, искавшего образ, насыщенный светом, на создание его знаменитой «Мулен де ля Галетт».
Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад, где свет, играя, проходил сквозь листву акаций, усыпая землю и одежду танцующих голубыми и розовыми бликами. Чтобы фигуры получились более реалистичными многие друзья позировали художнику для этой большой композиции. За столом сидят три друга автора: Фран-Лами, Генетт и Жорж Ривьера. Пара слева — испанский художник Дон Пдро Видаль де Соларес и Карденас и Марарита Легран, любимая натурщица Леграна. Среди танцующих можно узнать живописца Анри Жерве, журналиста Поля Лота, художника Фредерик Корде. В центре, на переднем плане, две сестры — Эстель и Жанна, которых Ренуар нашел на Монмартре.
Поразительную новизну картины прекрасно выразил Жорж Ривьер, друг и биограф художника: «Никому до Ренуара не приходило в голову изобразить в полотне столь значительного размера кусок поседневной жизни: это отважный поступок, который вознаградит заслуженный успех».

Но спустя годы Гюстав Жефруа, наиболее проницательный защитник импрессионизма, произносит самую восторженную похвалу картине: «Бал в Мулен де ла Галетт» — одно из удачнейших произведений, основанных на непосредственном наблюдении и использовании света для создания атмосферы; в нем выражены и опьяние танцем, и шум, и солнечный свет, и пыль, поднятая танцующими на открытом воздухе, и возбуждение на лицах, расслабленные позы, и ритмический водоворот платьев, розовых, светло-синих, темно-синих, черных; и взрыв страсти, неожиданную печаль, внезапную ярость, наслаждение и усталость…»

Продана за $78.1 миллиона в 1990 г

Поделиться