Эдгар Дега «Гладильщицы», 1884-1886
Музей д’Орсе, Париж
Импрессионизм
Эдгар Дега умел удивить своего зрителя, умел заставить его сопереживать изображенному на полотне, в сюжете, который заранее никто не мог предугадать. Не исключение и его «Гладильщицы» — фигура работницы, зевающей от своей скучной, однообразной работы с бутылкой вина в руке стала почти символом женщины-труженицы начала ХХ века.
Работа выполнена на грубом холсте, местами даже не закрашенном, что стало уникальным случаем для мастера, он добился такого эффекта техники масла, что она становится похожа на технику пастели. Но всё же, в этом творении художника, главное, это не техническое мастерство. Жест руки гладильщицы, запрокинутая голова, зевок, опора на бутылку вина — всё приковывает к себе и не отпускает, буквально ощущаешь, как у неё ломит спину и «гудят» ноги.
Усталость второй женщины заставляет её давить на утюг руками и всем телом. Она гладит, не поднимая головы от работы. Завтра всё та же безысходность, тяжкий труд и груды белья. Дега даже не поражает этим полотном, он нас даже не учит, но заставляет увидеть другой Париж, повседневный, серый, Париж мастерских и прачечных, кухонь и мелких лавочек, Париж, невидимый за мишурой богатых улиц и площадей.
Дега в своих «Прачках» уже не «салонный» художник и не утончённый эстет, он может быть и суровым реалистом, обращённым к простым людям. Человек труда ещё много раз возникает в творчестве великого мастера, но всегда с чувством глубокого гуманизма и любви к людям.