Амеде Озанфан «Графика на черном», 1928
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Пуризм
Картина относится к расцвету пуризма — направления, которое художник возглавил вместе с архитектором Ле Корбюзье и теоретиком которого он был. Непосредственно связанный с архитектурой конструктивистов, пуризм основывался на беспрекословном почитании геометрии и стремился к максимальному упрощению и очищению форм, к изображению «первичных» элементов. Для своей картины в качестве предметов Озанфан выбирает стандартизированную продукцию — типовую керамическую и стеклянную посуду. Выбор предметов «ширпотреба», произведенных машиной, характерен для пуристов. В своих статьях они отмечали, что подобные предметы соответствуют «человеку как существу геометрическому», готовому всю социальную действительность перестроить на основе «экономии и рационализма». Доводя схематизацию форм изображенных вещей почти до абстракции, художник как бы проецирует их легкие силуэты на равномерно окрашенную черную плоскость так, что все они кажутся расположенными в разных пространственных зонах. При этом интерес к функциональности вещи у Озанфана сохраняется. Принципы пуристов нашли частичное отражение в дизайне и архитектуре конструктивистов, в частности у Ле Корбюзье.