Франсиско де Гойя «Колосс (Паника)», 1810-1825
Музей Прадо
Романтизм
В полотне «Колосс» Гойя (1746-1828) создал аллегорию на начавшуюся в 1808 войну с Францией. Общество было напугано кровопролитием. В центре композиции — огромных размеров фигура, свирепо сжавшая кулаки. Этот рушащий все на своем пути гигант олицетворяет собой жестокость войны, несущей разорение и смерть. Появление Колосса, шествующего по землям, касаясь темных небес, вызывает всеобщую панику. Вид разоренной и сожженной французскими войсками Сарагосы, родного города художника, поразил живописца.
‼Большое разочарование (или радость, кому как) ожидало всех ценителей искусства.
Эксперты мадридского музея Prado окончательно заключили, что картина «Колосс», считавшаяся почти 200 лет работой Франсиско де Гойи, все же не принадлежит его кисти. Возможно, ее написал ученик великого художника, Асенсио Хули. Именно на его авторстве настаивает руководитель отдела живописи XIX века и эксперт по Гойе Мануэла Мена. Вскоре специалисты намерены предоставить полную на рассмотрение патроната знаменитого музея для официального утверждения.
Ранее эксперты уже заявляли, что об авторстве ученика Гойи свидетельствует и не совсем типичная для знаменитого испанца манера — более «классическая», и инициалы (A.J.), указанные на обратной стороне холста.!
Но консервативные британские искусствоведы до последнего момента отстаивали «академичность» авторства шедевра, утверждая, что инициалы — римские цифры XVIII, указывающие на инвентаризационный номер в личном списке Гойи‼
Ну а нам остается только любоватся!