Питер Брейгель Старший»Крестьянский танец», 1568
Музей истории искусств, Вена
Фламандская живопись
Брейгель трактует бытовую сцену почти как историческое произведение. Он показал своих крестьян-современников в несвойственной ему манере. Если в прежних работах человеческие фигуры на фоне величественных пейзажей выглядели слишком мелкими и незначительными, то сельские жители в «Крестьянском танце» показаны чересчур крупными.
На картине изображены сильные, грузные человеческие фигуры. Люди беседуют, сидят за столом, пляшут. Они движутся и в то же время кажутся застывшими, словно статуи на пьедестале.
Брейгель наделил персонажей какой-то грубой, преувеличенной монументальностью, возможно пытаясь таким образом показать мощь и стихийную силу народного восстания.
Иконоборческое движение к моменту создания «Крестьянского танца» было подавлено. Сейчас трудно судить, как к нему относился Брейгель. Возможно, он сочувствовал иконоборчеству.
Существуют свидетельства, что незадолго до смерти художник сжег ряд своих рисунков. Вероятно, они имели какое-то отношение к революционным событиям, хотя это, конечно, только гипотеза.
Ясно одно: «Крестьянский танец» — это попытка показать главные, характерные черты народа, поднявшегося на восстание против ненавистного испанского ига и его религии.
Толпа крестьян, захваченная стремительным ритмом танца, своей стихийностью напоминает природный смерч. Брейгель изменяет своей любимой точке зрения сверху вниз, так что теперь зритель наблюдает за происходящим, словно подойдя вплотную к героям, как будто он и сам присутствует на празднике. Резкое перспективное сокращение подчеркивает размах пляски и ее всеохватный характер.