Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой», 1905
Частная коллекция
Постимпрессионизм
Как–то раз Пикассо заявил об искусстве: «Я терпеть не могу людей, которые говорят о прекрасном. Что есть прекрасное? Надо говорить о проблемах в живописи!». Эта фраза многое может открыть нам о картинах Пабло Пикассо.
Искусство бывает разное – одни картины вызывают у нас восторг, так они прекрасны и эстетичны, другие поражают техническим совершенством и новизной исполнения, третьи пробуждают у нас трепет перед Богом. Картина Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой» — это, строго говоря, искусство в единственном жанре, жанре «неповторимости».
Хотели бы вы повесить на стену репродукцию картины «Мальчик с трубкой» П. Пикассо у себя дома и рассматривать её каждый день – думаю, что нет. Дома хочется покоя для глаз и отдыха для мысли…
«Мальчик с трубкой» заставляет нас сопереживать, глубоко чувствовать то, что чувствовал сам автор – на лице мальчика – трогательная меланхолия, отрешённость и некая «поза». В раскованной фигурке мальчика – отголосок раннего Пикассо, писавшего арлекинов, акробатов и цирковых артистов из его «голубого» периода. Неожиданный розовый венок на голове мальчика, трубка в руке и розовые обои за его спиной, придают всей картине оттенок гротеска и шутовства.
Кто перед нами – актёр или безработный, подмастерье или цирковой артист, или просто приятель художника, один из его натурщиков? К чему гадать? Перед нами сам великий Мастер мистификаций, загадок и ускользающего смысла, одно из его зеркал, его отображение. Смотрите на него и увидите меня – не таков ли замысел истинного художника? Не таков ли Дюрер, Рембрандт или Ван Дейк?
Не тратте время зря – Пикассо не дал нам прямых ответов, значит не хотел дать. «Скрытая гармония лучше, чем очевидная», сказал П. Пикассо.