Эжен Делакруа «Портрет Жорж Санд», 1838
Музей Ордрупгаард, Дания
Романтизм
Замыслом художника было объединение двух великих мастеров на одном полотне: Санд слушает Шопена. Будучи близко знакомым с обоими героями своей новой работы, мастер даже не утруждал своих друзей позированием. Он писал их портреты по памяти. Замысел остался замыслом. В какой-то момент сама идея показалась мастеру банальной, вдохновение покинуло его и работа осталась незаконченной.
Несмотря на явную эскизность работы, портрет писательницы помогает зрителю лучше понять ее внутренний мир. Перед публикой нежная дама, которая словно постоянно ускользает от взгляда художника. Ощущение движения, динамика и некая загадочность — главные составляющие этой работы. Автор использует темные краски, которые заставляют зрителя вглядываться в детали. Если лицо модели лишь обозначено, то руки выписаны достаточно хорошо. Для художника именно руки писательницы были важным способом выразить ее творческую натуру.
Остается только догадываться, каким бы был этот парный портрет, если бы мастер не остановился на половине пути. Сегодня обе работы, которые можно расценивать, как наброски к общей картине, привлекают внимание критики и профессионалов, потому что именно в таком виде мы имеем возможность ясно увидеть тонкости художественной манеры мастера, ход его мысли.