Эдгар Дега «Прима-балерина», 1876-1877
Импрессионизм
Музей Орсе, Париж
Когда человек влюблён, это заметно невооруженным глазом. Когда влюблён художник, об этом ярко и страстно расскажут нам его полотна.
Картина Дега «Звезда» — яркое свидетельство влюблённости великого маэстро в мир балета, танца, балерину на сцене, наконец, в саму жизнь. Техника пастели, которую мастер избрал для этой работы, как впрочем и для всего балетного цикла и для своих «купальщиц», превосходно выявляет всю силу таланта Дега-графика. В картине всё парит, она светится изнутри. Балерина, по замыслу мастера, даже не отбрасывает собственной тени и касается пола одним только пуантом, она – существо из другого мира, возвышенного и прекрасного.
Яркий свет рампы снизу освещает приму – она в центре внимания публики и охвачена вдохновением. Художник даже грубые доски пола не стал изображать – всё окружение максимально обобщено и лаконично: кулисы не кажутся нам кулисами, балерины на заднем плане стоят как будто за деревьями с рыжей листвой. Взгляд наблюдателя скользит дальше, за занавес, но и там не останавливается на светло-голубой декорации. Только лишь тёмная мужская фигура то ли «мецената», то ли импресарио, вполне земная и «осязаемая» с руками за спиной, не даёт нам забыть о действительности и возвращает на землю.
Так лаконично, но выразительно и вместе с тем гениально, Дега не писал ещё никогда.