Клод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1899
Музей Мармоттан, Париж
Импрессионизм
Картина, также имеющая название «Японский мостик», написана в стиле импрессионизма. Мастер работал над ней в течение двух лет с 1897 по 1899 год. Полотно квадратной формы — это излюбленный формат Моне, который, по мнению художника, позволял создавать уравновешенные композиции.
На картине изображён полукруглый мостик через небольшой пруд. Всё буквально утопает в зелени. Широкие мазки, присущие Клоду Моне, да и многим другим импрессионистам, создают ощущение жизни, движения. Глядя на картину, мы будто ощущаем дуновение тёплого летнего ветерка, пение птиц. Чувствуем то настроение, в котором пребывал художник, работая над этим полотном. По берегам изображено много растительности. Каскад буйной зелени, плакучие ивы, свисающие глицинии вокруг водоёма, осока по берегам и небрежно раскиданные по пруду водяные лилии, создают ощущение нетронутой южной природы.
Клод Моне писал чистыми красками, смешивая их только на полотне. Заострял внимание на нюансах, использовал множество оттенков зелёного, плавно переходящего в синеву, что позволило придать глубину, пышность и свежесть пейзажу. Глядя на эту картину, будто переносишься в то чудное теплое лето , в этот приятный прохладный тенистый уголок любимого сада Клода Моне в Живерни. Ощущаешь приятную прохладу, которой так хочется в сильную летнюю жару. Испытываешь те же впечатления, что и художник.
Природа на полотне Моне живет и дышит, воспринимается как реальная, пронизанная очарованием. Картина буквально наполнена ярким полуденным светом, который исходит изнутри листьев и цветов и рассыпается множеством цветовых бликов по поверхностям растений и воды. Растения словно объединились в едином магическом, сказочном ансамбле, а водяные лилии водят хороводы по воде.