Иван Иванович Ендогуров «Ранняя весна», 1885
Владимиpо-Суздальский музей-заповедник
Реализм
Иван Ендогуров ценил скромную красоту русского пейзажа, видел в ней особую нежность. В каждой картине художник стремился не только отразить состояние природы, но и наделить ее образы человеческими эмоциями.
«Ранняя весна» отличается от большинства классических весенних пейзажей XIX века, наполненных радостным ожиданием тепла и радостью пробуждающейся природы. Картину впервые представили публике в 1898 году, уже после скоропостижной смерти автора. Журнал «Живописное обозрение» в рецензии отметил: «Предчувствие, может быть, ранней смерти разлило тихую беспокоящую грусть по его [Ендогурова] пейзажам».
На картине печальные символы соседствуют со светлыми: грязная дорога — и зеленые проталины, тяжелые тучи — и светлеющее на горизонте небо. Однако мрачные серые тона полностью перекрывают метафорический свет надежды — и в «Ранней весне» не видно ни одного луча солнца.