Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана», 1818
Кунстхалле, Гамбург
Романтизм
Изображает картина путника в «наряде старинном», который «по горам пробирался». Он стоит на скалистом обрыве, спиной к зрителю. На нём тёмное пальто, в руке трость. Волосы развевает ветер. Путник смотрит на горный пейзаж, покрытый толстым слоем тумана. Всепроникающий туман тянется бесконечно и, в конце концов, сливается с горизонтом и становится неотличим от небесных облаков.
На картины изображены Эльбские Песчанниковые горы, которые художник первоначально набросал на пленэре и потом передал в мастерской по собственному усмотрению, как это он обычно делал.
«Странник над морем тумана» – самый что ни на есть типичный пример романтизма в живописи и типичный образец стиля самого Фридриха.
Картина является неким выражением кантовской саморефлексии, которая проявляется в изображении непроницаемого моря тумана. Некоторые интерпретаторы считают, что картина представляет собой символ неизвестного будущего. Другие находят терзающее душу противоречие: человек господствует над пейзажем, и в то же время сам он – сам он совершенно незначителен среди огромных скал и воздушного моря.