Виктор Михайлович Васнецов «Три царевны подземного царства»
Символизм
Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж — Черную царевну (уголь).
Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. «Золотая» царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у «Медной» царевны. Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей «золотой» сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста.
«Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства.
В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И. Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.
Версия 1881 года хранится в Государственной Третьяковской галерее. Написана маслом по холсту. Размеры: 152,7×165,2 см.
Версия 1884 года хранится в киевском Музее Русского искусства. Написана маслом по холсту. Размеры: 164×297 см.