Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи», 1888
Музей Ван Гога, Амстердам
Клуазонизм
Портрет исполнен в характерной для Гогена манере. Как много повторяется в нынешних работах разных и различных мастеров — большие декоративные полосы теплых оттенков, четкие, но неровные линии — теперь манеру используют, а Гоген ее изобретал. Но сюжеты и Гоген, и Ван Гог брали из реального мира. Да мир всегда реален, если даже и кажется иллюзорным. Художник сидит прямо перед вазой с подсолнухами, это все равно что усесться на первом ряду в современном кинотеатре. Палитра с красками в руке, чтобы не тянуться далеко. Холст рядом с вазой. Все говорит о лихорадочной торопливости, с которой работал Ван Гог. Глаз измеряет пропорции кругов, а рука уже тянется к полотну.На заднем плане какие-то стволы, дорога и трава, наверное, крыши и стены домов. Ничего выстроенного композиционно, просто — выхваченный из жизни миг.Но этот миг и составляет смысл и ценность всей жизни живописца.