Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Зеленя осенью», 1908
Третьяковская галерея, Москва
Импрессионизм, пейзаж
На 7-й выставке русских художников в Москве, состоявшейся в 1910 году и принесшей Серебряковой известность, Третьяковской галереей, вместе с автопортретом «За туалетом», была приобретена и гуашь «Зеленя осенью», выполненная в Нескучном. Совершенство техники, свежесть колорита и чистота тонов — первое, что обращает на себя внимание в её пейзажах. Человеческие фигуры или постройки включаются художницей в композицию в качестве элементов организации пространства. В пейзаже «Зеленя осенью», который мог бы носить другое название — «Ветряки», именно они привлекают внимание, становятся центром изображения. Зинаида Евгеньевна очень любила этот уголок. Ветряные мельницы напоминали любимого ею Дон Кихота, служили символом самой жизни, которая, словно движимые ветром крылья, не останавливается ни на миг, перемалывая, как зерна, человеческие судьбы. (Но и ветряки оказались недолговечными. Последний исчез в конце 30-х годов.)