Анри Матисс «Женщина в шляпе», 1905
Музей современного искусства, Сан-Франциско
Фовизм
Картина была на писана в 1905 году и впервые выставлена в салоне d’Automne осенью того же года на выставке фовистов. На картине художник изобразил свою жену Амели.
Критик Луи Воксель, сравнивая картины Матисса и его соратников со скульптурой эпохи Возрождения, сказал «Donatello chez les fauves …» — Донателло среди диких зверей. Его комментарий был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете Жил Блас , после этого фраза перешла в «народное потребление». «Женщина в шляпе» была в центре внимания, которая после и привела к термину Фовизм. Картина ознаменовала стилистический сдвиг в работе Матисса от дивизионизма в более выразительный стиль. Его резкие мазки, «незавершенность» картин и яркие ненатуральные цвета шокируют зрителей, но таким образом Матисс находит свой собственный легко узнаваемый стиль.
Несмотря на то, что картина «Женщина в шляпе» была не оценена публикой, она была приобретена Гертрудой и Лео Штейном за 500 франков, это очень подняло дух Матисса, который очень переживал после плохого приема его работы.